Настоящими подвигами тружеников пароходства

В тот же день Ленин телеграфировал в Баку: «Получил Ваше сообщение об открытии навигации... прошу передать мое приветствие нефтефло-ту. Предсовнарком Ленин».

Корреспондент: Джаббар Акимович, двадцатые годы и годы первых пятилеток отличались неповторимой героикой строителей новой жизни. Расскажите, пожалуйста, об этом.

Настоящими подвигами тружеников пароходства отмечены первые годы плавания каспийских судов под советским флагом, когда Каспийский флот стал нераздельной частью морского транспорта страны. Коммунисты и комсомольцы 20-х годов, моряки и рабочие Бакинского порта и судоремонтных мастерских совершали поистине чудеса на фронте восстановления транспорта на Каспии, ускорения перевозок грузов, поднимающегося па ноги народного хозяйства СССР. А к началу первой пятилетки в 1929 году перевозки грузов достигли довоенного уровня, обогнав по этому показателю морской флот дореволюционной России на целых пять лет.

Нефтяной конвейер каспийских моряков работал бесперебойно. В состав флота пароходства стали вступать новые танкеры, сухогрузные и пассажирские суда, построенные на отечественных заводах. В годы развернутого социалистического строительства изменился весь облик нашего бассейна. Бывшие судоремонтные мастерские были превращены в современные заводы имени Парижской коммуны, Закфедерации, Вано Стуруа. Мало что осталось от старых деревянных причалов. В Красновод-ске была введена в эксплуатацию каменная набережная на два причала, в Махачкале — новая нефтегавань, в Бакинском порту вступила в строй первая очередь пирса.

Перелистывая страницы истории пароходства первых пятилеток, становишься свидетелем многочисленных подвигов моряков, их героизма и мужества, самоотверженности и высокой сознательности. Эти страницы судовой славы каспийцев рассказы вают о мужестве экипажа «Полюс», который в 1931 году, оказавшись в ледяном плену, сумел сохранить судно и выйти победителем в неравной борьбе со стихией; об экипаже буксирного парохода «Молодец», который в сложной ледяной эпопее 1934 года снял со льдин 550 казахских рыбаков; о будничных делах моряков, когда они учились хозрасчету, бережно считали советские копейки, рубли, когда весть о том, что экипаж танкера «Ленин» в навигацию 1932 года снизил себестоимость перевозки тонны нефти на 37 копеек, была воспринята всеми моряками как большая производственная победа. К концу 1940 года суда каспийских пароходств — «Касптанкер», «Каспфлот» — осуществляли 45% всех перевозок морского флота страны.

 

Расскажите, пожалуйста, о роли пароходства в дни Великой Отечественной войны, о героях военного времени. С первых же дней войны при непосредственной помощи Азербайджанской партийной организации начался перевод Каспийского флота на военные рельсы.

Читайте также

Интернациональные традиции каспийских моряков

Характерно, что уже тогда складывались интернациональные традиции каспийских моряков, портовиков и судоремонтников. Плечом к плечу боролись против царизма русские, азербайджанцы, украинцы, армяне, грузины и представители многих других национальностей.

Упорядочение ношения формы моряков торгового флота

Для ликвидации указанных недостатков читатели предлагают объединить немногие предприятия, изготовляющие форменную одежду, в одно-два укрупненных, организовав на них массовый пошив формы, открыть специализированные магазины, предусматривать высококачественные материалы для пошива форменной одежды и др.

Флагман нашего ледокольного флота

Еще будучи на ледоколе, я решил, что назову свой репортаж «Ленин» покоряет Арктику». Поделился с начальником радиостанции Виталием Масловым (я жил у него в каюте, и он был моим консультантом и гидом).