Холодильная установка рефрижераторного судна

Повышая экономическую эффективность работы флота, улучшая условия труда экипажа, такие системы уверенно подтвердили свою жизнеспособность и все шире входят в практику мореплавания.

Рефрижераторному судну - перспективную холодильную установку.

Статьей «О выборе типа судна для перевозки рефрижераторных грузов» журнал поднял актуальный вопрос развития отечественного рефрижераторного флота. В качестве холодильной установки рефрижераторного судна, одной из основных его систем, авторы предлагают автоматизированную установку, обеспечивающую перевозку любых скоропортящихся грузов и оснащенную винтовыми компрессорами. В рамках данной статьи хотелось бы несколько подробнее остановиться на этом вопросе.

Эксплуатирующиеся в настоящее время универсальные рефрижераторы типов «Арагви», «Чапаев» и «Александра Коллонтай» оснащены централизованными рефрижераторными установками с промежуточным теплоносителем. За рубежом находят применение как подобные установки, так и рефрижераторы с непосредственным испарением хладагента в трюмных воздухоохладителях, причем сейчас существует тенденция расширения применения последних.

Сравнение обеих схем по основным показателям (занимаемая площадь и объем, вес, потребляемая мощность, надежность, удобство обслуживания и ремонта, возможность точного поддержания температуры в трюмах) позволяет выявить их положительные и отрицательные качества. При этом предполагается, что в случае применения схемы с промежуточным теплоносителем оборудуются централизованные рефрижераторные машинные отделения, а при использовании другой схемы создаются автономные станции холода на каждое охлаждаемое помещение с размещением их в палубных рубках.

Применение схемы непосредственного испарения обеспечивает значительное увеличение полезного объема трюмов за счет исключения централизованной станции холода, так как объем рефрижераторного и аппаратного отделений на судах с объемом трюмов 5000—6000 м3 составляет 350— 400 м3. Еще более значительный выигрыш получается при выносе воздухоохладителей из трюмов и размещении их совместно с автономными станциями холода в палубных рубках. В этом случае полезная кубатура трюмов судов типов «Чапаев» и «Александра Коллонтай» увеличится на 650—700 м3. Однако тогда возникает необходимость создания палубных рубок, располагаемых между люками трюмов.

 

Сравнение весов рефрижераторных установок обеих систем также показывает преимущества схемы непосредственного испарения, так как весовая нагрузка здесь примерно на 25% ниже из-за отсутствия рассольной системы. Кроме того, исключение промежуточного теплоносителя позволяет работать при более высоких температурах кипения, чем в случае применения системы с промежуточным теплоносителем. Это повышает ее экономичность.

Читайте также

Точное поддержание температуры в системе непосредственного испарения

И, наконец, к рефрижераторной установке предъявляется требование поддержания строгого температурного режима в трюмах. Так, например, при перевозке бананов не допускается отклонение от заданной температуры более чем на 0,2—0,3 С. При наличии на судне системы с промежуточным теплоносителем вопрос регулирования решается относительно просто путем перепуска части рассола мимо воздухоохладителя.

Надежность рефрижераторной установки

В системах непосредственного испарения для каждого охлаждаемого отсека создается автономная холодильная установка, которая должна обслуживаться как минимум двумя компрессорами. В результате на судне с пятью трюмами общей вместимостью 10 000 м3' устанавливается не менее 20 компрессоров против 3—4 для системы с промежуточным теплоносителем.

Системы контроля и диагностики судовых силовых установок

Навигационные ЭЦВМ часто ограничены решением следующих задач: счислением пути судна по автоматически вводимым данным от лага и гирокомпаса; вождением судна по заданной траектории, по локсодромии или ортодромии по счислению, а также его коррекцией по обсервованным координатам;

Увеличение остойчивости рефрижераторных судов

Опыт применения этих вспомогательных таблиц и графиков показал их большую практическую ценность. Желательно подобные расчеты выполнять заранее в проектно-конструкторском бюро и включать в Информацию об остойчивости.